Нейропсихологическая коррекция – метод психологической коррекции, направленный на комплексное развитие высших психических функций ребенка. Занятия нейропсихологической коррекцией могут оказывать положительный эффект на развитие навыков саморегуляции, мелкую и крупную моторику, память, внимание, речь. Одной из целей нейропсихологической коррекции является развитие высших психических функций и компенсация нарушений, выявленных в ходе нейропсихологической диагностики. В процессе занятий нейропсихолог опирается на сильные стороны высших психических функций, которые также может определить нейропсихологическая диагностика.
Нейрокоррекция является отличным методом для профилактики школьной неуспеваемости. Если ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, переключением между разными видами активностей, трудности освоения письма, чтения или счета – с помощью нейропсихологической диагностики, можно выявить причину и подобрать соответствующий комплекс коррекционных занятий. Данный метод также может быть полезен детям с особенностями сенсорной сферы (повышенная или пониженная чувствительность к определенным ощущениям), моторными особенностями.
Нейрокоррекция подобранная по результатам тщательной диагностики, в сотрудничестве специалиста с лечащим врачом, родителями может улучшить качество жизни детей с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, последствиями органических поражений головного мозга, эпилепсией.
В коррекционной работе применяются двигательные (сенсомоторные) и когнитивные (познавательные) задания, игры, а также упражнения с использованием специального оборудования (например, стабилоплатформы, система "Саундбим" и др.)
Двигательная коррекция состоит из комплекса физических заданий:
- растяжки, массаж, самомассаж, направленные на нормализацию мышечного и психического тонуса, стабилизацию психоэмоционального состояния, сенсорное насыщение;
- дыхательные упражнения, способствующие развитию навыков саморегуляции и самоконтроля, улучшению концентрации и переключаемости внимания;
- упражнения, направленные на развитие крупной (мелкой) моторики;
- работа с сенсорными материалами, направленная на развитие сенсорной сферы, интеграцию различных видов сенсорной чувствительности.
Когнитивная коррекция включает бланковые (на листах) задания, различные настольные игры, направленные на развитие навыков произвольной регуляции высших психических функций (память, внимание, мышление), пространственных представлений, мелкой моторики.
В ходе занятий также активно применяются подвижные игры, игры с правилами, хороводные игры.
Упражнения с использованием специального оборудования, направлены преимущественно на развитие управляющих функций (самоконтроль, переключение между различными видами деятельности, торможение, скорость реакции), а также крупной моторики, концентрации и переключаемости внимания, навыков ориентировки на инструкцию специалиста.
Специалист подбирает и комбинирует различные виды заданий с учетом результатов нейропсихологической диагностики, возраста, особенностей и интересов ребенка, а также рекомендаций лечащего врача.
Данный метод предполагает обязательное участие родителей в коррекционном процессе. В центре Потенциал мы рекомендуем родителям присутствовать на занятиях и участвовать в них вместе с ребенком. Это дает возможность переносить опыт занятий в обыденную жизнь, узнавать новые эффективные способы взаимодействия с ребенком и работать с имеющимися трудностями не только на занятиях, но и дома. Совместные с родителями занятия – это не только полезно, но и очень весело для всех членов семьи.
Важно также помнить, что никакое коррекционное воздействие не будет эффективным, если оно не учитывает мотивацию ребенка к выполнению заданий. Поэтому нейропсихолог подбирает упражнения, игры с учетом возрастных особенностей и потребностей ребенка, чтобы сделать занятие максимально интересным.
Специалист обращает внимание на текущее психоэмоциональное состояние ребенка и меняет структуру, формат занятия, если это необходимо. Например, ребенок устал и пока не готов к активным двигательным упражнениям – значит можно уделить больше времени бланковым заданиям или настольным играм.